Строительные отходы относятся к категории «тяжелых или крупнотоннажных». Правила обращения с ними описаны в ГОСТ Р 57678-2017. В российском классификаторе отходов под многообразный строительный мусор отведено сразу несколько категорий. Почти все они относятся к химически инертным материалам, не представляющим опасность для людей и окружающей среды. После возведения, ремонта и демонтажа сооружений остается большое количество грунта, кирпича, цемента, кусков бетонного раствора, армированных бетонных изделий, стекла и пиломатериалов. В целом их не запрещено оставлять на открытых полигонах для мусора (но можно частично переработать и повторно пустить в ход как вторсырье). Но часть материалов по закону требуется утилизировать иначе. Например, пластик и все то, на что попали нефтепродукты. Специальный порядок утилизации распространяется и на электрические оборудование.
При возведении зданий и инженерных сооружений появляются массы грунта, которые приходится вывозить со стройплощадки. Грунт – материал природного происхождения, пригодный для заполнения ям и оврагов. Также им можно выравнивать участки и поднимать их уровень. Оставшийся после строительства грунт рассыпают по отходам, разложенным на полигонах, чтобы обеспечить послойную изоляцию. Чем ближе от стройплощадки расположено место, где будет повторно использоваться грунт, тем дешевле он обойдется в качестве вторичного сырья.
Также в ходе строительства на площадке скапливаются бракованные изделия, куски отколовшегося бетона, остатки раствора, бой кирпича, куски арматурных стержней, непригодная для использования опалубка и многие другие материалы. После гидроизоляции фундаментов и стен появляются предметы, загрязненные продуктами нефтепереработки.
Бой кирпича и куски бетона многие застройщики стараются прикопать рядом со стройплощадкой, чтобы не тратиться на вывоз мусора. Если таких отходов слишком много, придомовая территория становится похожей на поверхность непригодных для жизни планет. К этому приводит неуместная экономия на утилизации отходов.
Прочие отходы строители обычно вывозят с площадки по окончании работы. Металлолом забирают заготовители. Куски пластика и тара, не загрязненная нефтепродуктами, идет на переработку. Иногда собирают осколки стекол и сдают на утилизацию. Невостребованный строительный мусор обычно едет на свалку или выгружается в отработанные карьеры.
Почти все строительные отходы разрешается использовать повторно после сортировки. В этом деле помогает установка больших контейнеров для складирования мусора и остатков стройматериалов. На контейнерах указывают тип отходов. Например, металл, пластик, стекло, бой кирпича, куски бетона, пиломатериалы. Такой способ накопления отработанных строительных материалов выгоден строительным компаниям, потому что стоимость вывоза отсортированного мусора ниже, чем собранного в один контейнер.

Эта категория мусора более сложна с точки зрения сортировки и возможностей для повторного использования отходов. Проблема заключается в большом объеме материалов и количестве их видов.
Основу составляют инертные материалы вроде боя кирпича и бетона, остатков ЖБИ. Остальных материалов при демонтаже тоже образуется много по сравнению с возведением зданий и сооружений.
Однако почти всегда капитальные объекты строительства демонтируются целиком, превращаясь в смесь из десятков материалов. Отделять один вид мусора от другого в этом случае дорого и невыгодно. Даже если раздробить отходы после демонтажа, то получившаяся смесь все равно не получится использовать повторно. Вторичная щебенка с непонятными примесями не востребована ни в строительных компаниях, ни у организаций, занятых дорожным строительством. Такая смесь не соответствует нормативам ГОСТ 8267-93, посвященному щебенке и гравию для строительства. Не подпадает эта смесь и под МУ 2.1.674-97 и ГОСТ 32495-2013, где описан щебень, песок, дробленые ЖБИ и вторичные стройматериалы, изготовленные из промышленных отходов. Поэтому мусор после демонтажа просто отвозят на полигон и захороняют.
Иногда при разборе зданий получается отделить железобетон. Его сдают на переработку, дробят и извлекают арматурные стержни. В результате образуется вторичная щебенка.
Разным странам мира удается переработать и повторно использовать до четверти строительного мусора. Весьма невысокий уровень успешной переработки отходов связан с дороговизной этого процесса.
Самый удачный вариант – это разделение стройматериалов во время строительства или сноса капитальных объектов. Некоторые компании при сносе зданий делают подготовительный демонтаж оконных и дверных коробок, рам, линолеума, санфаянса, металлических труб. Но это удорожает демонтаж и занимает много времени.
В пункте переработки сортируют незначительную часть строительного мусора. Сортировщики загружают массу отходов в механические вибрационные сепараторы. В этих агрегатах бой бетона и кирпича, металл и стекло отделяются от пиломатериалов, ПВХ и целлюлозных материалов. Тяжелые материалы дробятся до размера щебенки и песка, из них вынимают металлические включения. Легкие материалы сортируются работникам пункта переработки вручную. Пиломатериалы дробят до состояния щепы. ПВХ и целлюлозные материалы идут на переработку. Значительная доля мусора подвергается захоронению.
После дробления железобетонных конструкций и кусков кирпича получают вторичную щебенку. Ее сферы применения – изготовление железобетона и строительство асфальтированных дорог. Для выделения металлических включений используют магнитные сепараторы.
Грамотно организованные площадки для сбора отходов рядом со стройками необходимы для соблюдения правил экологической безопасности и ведения экономической деятельности. Чтобы обустроить место накопления, необходимо точно следовать законам и стандартам, описывающим нормы обращения с разным мусором и способы уменьшения их вредного влияния на природу.
Обустраивая площадку для сбора мусора рядом со строящимся объектом, принимают во внимание ряд обязательных условий:
ООО «ВТК» оказывают услуги по демонтажу капитальных строений и вывозу отходов от сноса зданий. Для детальной консультации звоните нам по телефону +7 916 994 42 99