Снос зданий — сложный процесс, оставляющий после себя значительное количество отходов, которые не стоит просто выбрасывать. Их можно и нужно утилизировать правильно, чтобы снизить вред окружающей среде, а также избежать юридических проблем. Разберем, какие материалы остаются после демонтажа зданий, как регулируется их вывоз в законодательстве, а также какие существуют эффективные способы переработки.
Организация сбора и обработки отходов после сноса кирпичного здания важна как по экологическим, так и по правовым причинам. Захоронение строительных материалов ведет к загрязнению почвы, водоемов, атмосферного воздуха, а также представлять угрозу здоровью. Некоторые вещества, такие как асбест, свинец или ртутьсодержащие компоненты, являются токсичными, требуют особого подхода к утилизации, чтобы исключить их попадание в природу.

Кроме экологического момента, стоит учитывать требования законодательства. Пренебрежение правилами утилизации может привести к серьезным штрафам или даже судебным разбирательствам — это особенно важно для крупных строительных компаний.
Демонтаж зданий сопровождается образованием большого количества разных отходов, которые делятся на несколько основных типов. Каждый из них требует подхода, зависящего от его состава и свойств.
Остатки дерева после демонтажа деревянных домов обычно включают доски, балки, оконные, дверные рамы. Древесину можно повторно использовать для строительства временных конструкций или переработать в щепу, из которой делают строительные плиты.
После сноса высотных зданий обнаруживается много металлических деталей: трубы, арматура, крепежи или профили. Все металлические изделия являются ценным ресурсом — они легко перерабатываются на металлообрабатывающих предприятиях и второй раз идут в дело.

Огромная часть мусора после сноса бетонных конструкций — это обломки стен, фундаментов, перегородок. Их переработка позволяет получить вторичный щебень, который используют в дорожном строительстве, при возведении новых объектов.
Особого внимания требуют опасные вещества: асбест, лакокрасочные изделия с тяжелыми металлами, свинцовые элементы или ртутьсодержащие части. Их нельзя выбрасывать в общий мусор. Для их устранения привлекаются специализированные компании, занимающиеся утилизацией опасных отходов.
На территории нашей страны порядок обработки строительных остатков регулируется рядом нормативных актов, включая Федеральные законы, такие как №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также постановления, касающиеся классификации и сбора отходов. Отдельно для некоторых регионов действуют свои зимние или летние ограничения на транспортировку мусора.
Нарушение норм утилизации может привести к крупным штрафам. Для организаций они начинаются от 100 тысяч рублей, а в отдельных случаях могут достигать суммы в несколько миллионов рублей при нанесении вреда окружающей среде или при обнаружении несоответствующего вывозимого груза.
Для транспортировки отходов строительные компании обязаны предоставить полный пакет документов. Среди них: акт о классификации, проект организации вывоза мусора, договор со специализированным полигоном или перерабатывающим предприятием.
Корректное обращение со строительными отходами не только помогает охранять окружающую среду, но и предоставляет возможность переработать ценные материалы, что в свою очередь может существенно уменьшить расходы на строительство и положительно сказаться на общем экономическом состоянии. Существует несколько способов:
Первый шаг — сортировка. Материалы делят на фракции: древесина, металл, бетон, пластик, опасные компоненты. Это позволяет не только организовать грамотный вывоз, но и снизить объем неутилизируемого мусора.

Остатки, которые нельзя переработать, направляют на специально оборудованные полигоны. Это касается неутилизируемого пластика и других отходов, которые не поддаются повторной обработке, но требуют безопасного хранения.
Некоторые материалы после демонтажа остаются в хорошем состоянии. Использованные кирпичи, балки или оконные рамы можно передать другим людям или продать. Это выгодно для тех, кто ведет строительство или ремонт с ограниченным бюджетом.
После демонтажа здания всегда остается масса остатков: бетон, кирпич, металл, стекло, древесина, другие материалы. Решение вопроса с их утилизацией требует не только времени, но и грамотного подхода. Важно помнить, что выброс таких остатков в непредназначенных местах может привести не только к загрязнению окружающей среды, но и к штрафным санкциям. Есть несколько способов организовать вывоз и переработку строительных остатков.
Самостоятельный вывоз на полигоны
Первое, что приходит в голову многим, — это вывоз строительных остатков своими силами. Для этого необходимо узнать о местонахождении ближайших лицензированных свалок для утилизации отходов. Однако этот метод подходит только для небольших объемов, так как сделать это самостоятельно достаточно затратно.
Для перевозки потребуется транспорт, соответствующий типу, количеству остатков. Например, для мелких объемов подойдут легкие самосвалы или грузовые автомобили с объемом кузова от 1 до 3 м³, но если речь идет о крупных стройках, то необходима спецтехника с большой грузоподъемностью. Помимо этого, нужно документально подтвердить передачу строительных остатков на полигон. Большинство таких предприятий выдают акты приемки, обязательные в случае проверки надзорных органов.
Услуги специализированных компаний
Если у вас нет времени или подходящего транспорта для самостоятельного вывоза, оптимальным решением станет обращение в специализированные компании. Например, ООО «ВТК» предоставляет комплексные услуги по вывозу и ликвидации строительных остатков. Обращаясь к профессионалам, вы снимаете с себя множество задач: от подбора техники и загрузки до сдачи документации на полигоне.
Компании обеспечивают вывоз отходов любого уровня сложности — от мелких ремонтных остатков до переработки материалов после сноса целого здания. Это особенно удобно для подрядчиков, которым нужно быстро освободить площадку для следующих этапов строительных работ.
Контейнеры для строймусора
Если вы накапливаете большое количество отходов, но не собираетесь вывозить их сразу, разумным вариантом будет арендовать специализированный контейнер. На рынке доступны емкости разного объема: от небольших (8 м³) до огромных (27 м³), подходящих для промышленных сносных работ. Их удобно использовать:

ООО «ВТК» предлагает аренду самосвалов для любых нужд. Их установка выполняется максимально быстро, а после наполнения специализированная техника компании самостоятельно заберет емкость и вывезет отходы на переработку или полигон.
Снос здания — это не только затраты на демонтаж и вывоз, но и возможность получить дополнительный доход от оставшихся материалов. Многие из них могут быть переработаны либо повторно применены в строительстве.
Основные материалы, которые можно применять повторно, — это бетон, кирпич, древесные элементы. Например, бетонные блоки, оставшиеся после разрушения стен, можно измельчить и использовать как щебень для подсыпки дорог, тротуаров или в качестве дренажного слоя. Кирпичи после ручной очистки часто применяют при возведении хозяйственных построек, заборов или в ландшафтном дизайне. Особого внимания заслуживает древесина, если она сохранила прочность. Ее можно использовать на новом объекте или переработать в опилки и другие материалы.

Переработка строительных остатков — это распространенная практика в развитых странах. В Европе и США переработанный бетон часто применяется при строительстве мостов и дорог. А древесные материалы, измельченные до состояния опилок, становятся основой для производства мебельных плит. Из стекла производятся новые строительные изделия — от декоративных панелей до изоляционных плит.
В России эта практика набирает обороты. Многие компании успешно внедряют технологии переработки, предлагают вторичный материал по более низкой цене. Например, щебень из дробленого бетона стоит значительно дешевле своего аналога из природного камня, но при этом полностью сохраняет прочность и эксплуатационные характеристики.
Отдельные материалы, оставшиеся после сноса, не только можно использовать повторно, но и продать. Металлолом — лидер по доходности: цена за килограмм черного металла составляет от 20 до 50 рублей, а цветные металлы, такие как медь или алюминий, стоят значительно дороже. Для сдачи металла существуют специализированные пункты, которые принимают как чистые заготовки, так и ржавые остатки без предварительной обработки.
Правильная организация вывоза и переработки отходов после сноса зданий — это не просто забота об экологии. Это возможность снизить затраты, эффективно использовать ресурсы и даже получить дополнительный доход.
Компания ООО «ВТК» предоставляет полный цикл услуг, связанных с демонтажом, вывозом строительных остатков и обеспечением строительными материалами. Мы работаем с любыми объемами, заботясь о том, чтобы наши клиенты могли сосредоточиться на своих строительных задачах, не беспокоясь о ненужных хлопотах. Сотрудничая с нами, вы сэкономите силы, деньги и время, а также внесете вклад в сохранение природы.